исследовательские работы учащихся

                                                                          Июль-2014

Тезисы исследовательской работы 


БУКВА «Ё» - ОСОБЕННАЯ БУКВА
Бородин Сергей Сергеевич,
Научный руководитель Шабалина Нина Петровна
МБОУ «СОШ № 19 с УИОП», Белгородская область, г. Старый Оскол

1.Читая  сказку Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце», заметил, что в  одной книжке кличка кошки  была напечатана с буквой «е» - Муренка, а в другой с буквой ё -  Мурёнка. Почему сказка одна, автор один, а клички звучат по-разному?  Ответ учительницы: «Буква  «ё» – особенная буква, над ней могут не поставить точки» - вызвал удивление.
      2. Доказать, что буква «ё» - особенная буква русского алфавита - цель исследования.                     
Гипотезы:
1) Предположим, что буква «ё»   - особенная буква.
          2) Возможно, что буква  «ё»  – обыкновенная йотированная гласная русского алфавита.
   3.  Из истории возникновения буквы «ё»: княгиня  Е. Р. Дашкова является
 инициатором появления буквы «ё»  в русском языке,    а воплотителем этой замечательной инициативы стал писатель и историк Н. М. Карамзин.  29 ноября у буквы «Ё»  - День рождения. 
 4. В начальных классах изучается  обозначение буквой «ё» звуков в разных позициях: в начале слова, после согласного, после разделительных твёрдых и мягких знаков, после согласного звука. В современной науке эта тема изучена, но у многих взрослых и даже детей возникают проблемы из-за непоследовательного использования в письменной речи буквы  «ё». Исследование проблем.
 5. Результаты анкетирования, бесед, проведённых в школе, показали, что сотрудники школы, ученики, имеющие  в фамилиях букву «ё»,    из-за отсутствия в написании фамилии буквы «ё»  надстрочного знака сталкивались с недоразумениями по поводу   неправильного   произношения  фамилии,  отсутствия фамилии в списке,  решения проблемы при получении наследства. Из 380 учащихся  1-4  классов нашей школы  имеют в фамилиях букву «ё» - 24.  Это целый класс!  В нашем классе  - Аксёнов Егор. Мы получили сертификаты участников игры «Спасатели» и по поиску искали сертификат Егора. Компьютер выдавал: результатов 0.  Мы вводили фамилию Аксёнов, а сертификат был оформлен на Аксенова.
 6. В Законе о государственном языке Российской Федерации  предписывается обязательно писать букву «ё»  в именах собственных.    Употребление буквы «ё»  обязательно в книгах, адресованных детям младшего возраста, учебных текстах для школьников младших классов. В обычных печатных текстах буква «ё»  употребляется выборочно. Взрослые и школьники должны знать случаи, когда  букву «ё»  надо использовать обязательно.
             7.Вывод.     Буква «ё»   - 7 буква русского алфавита. Особенность буквы «ё» состоит в том, что в современном письме она не является обязательной, но обязательно употребляется в специальных текстах (словарях, учебниках),  в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения.
 У буквы «Ё» есть день рождения. В городе Ульяновск на родине Н. М. Карамзина  букве «Ё» установлен памятник. Вот такая «Ё»– особенная буква.



Тема:  «Водная горка», или
Как действует сила  поверхностного натяжения воды»
Автор: Каратаев Максим Сергеевич
Научный руководитель: Шабалина Нина Петровна
Место выполнения работы: МБОУ «СОШ № 19 с УИОП»,
Белгородская область,  город Старый Оскол

  Однажды я решал конкурсную задачу «Водная горка».
   «Вы налили полный стакан воды так, что вода, если долить ещё чайную ложечку, перетечёт через край. Но вы решили аккуратно опустить в стакан несколько монет. О, чудо! Вода «горкой» поднялась над стаканом, но не пролилась! Почему?! Выберите правильные утверждения:
1) вода не пролилась, потому что край стакана смазан растительным маслом;
2) вода не пролилась, потому что действует сила поверхностного натяжения;
3) такого не может быть, вода обязательно прольётся.
Вопрос меня заинтересовал,  и я решил провести исследование на тему:
 «Как действует сила  поверхностного натяжения воды?».
Прочитав несколько раз условие задачи, я заметил  противоречие:
с одной стороны, вода – это жидкость, а с другой стороны, она не проливается при погружении  в неё  нескольких монет.
Я затруднялся в выборе ответа и решил проделать опыт с монетами.
Исследование я проводил по плану:
1.                      Из  чего состоит вода?  (из учебника «Окружающий мир»)
2.                      Что представляет собой эффект поверхностного натяжения воды?  ( из дополнительной литературы, интернета, опытов)
3.                      Интересные опыты.
4.                      Где можно наблюдать поверхностное натяжение в природе?
5.                      Как человек использует в практике поверхностное натяжение.
Цель:  сформировать представление о том, как действует сила поверхностного натяжения.
Задачи:
· Изучить строение воды.
· Установить, какова связь между строением воды и эффектом поверхностного натяжения.
· Выявить, где можно в природе наблюдать эффект поверхностного натяжения.
· Выяснить,  для чего человек использует в практике поверхностное натяжение.
Я выдвинул следующие гипотезы:
1.                      Предположим, «водная  горка» образовалась, потому что действует сила поверхностного натяжения.
2.                      Допустим, вода поднялась горкой, потому что стакан смазан растительным маслом.
3.                      Возможно, вода в стакане, наполненном до краёв,  не может образовать  «водную горку»  и сразу прольётся.
Чтобы выбрать правильный ответ, надо было вспомнить, что я знаю о воде, проделать опыт, узнать, что такое поверхностное натяжение воды.
Доказательство гипотез.
I.                       Докажу первую гипотезу: «Водная  горка» образовалась, потому что действует сила поверхностного натяжения».
На уроке окружающего мира мы изучали строение жидкости.
Вода - это прозрачная жидкость, не имеющая цвета и запаха. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном — водяным паром.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов  доказал, что тела состоят из невидимых глазом частиц простых и сложных. Сложные частицы назвали молекулами, а простые атомами.  Вот так можно схематически изобразить строение тел.
твёрдые


жидкие
газообразные
 Перед опытом я тщательно вымыл стакан. Налил до краёв воды комнатной температуры. Когда я вместе с родителями проделал опыт,  я ещё больше удивился. Вода «горкой» поднялась над стаканом, но не пролилась! Край стакана растительным маслом я не смазывал. 

Посмотрите, как  выглядит на фотографиях поверхность воды до опускания в стакан монет и после опускания.
Вы видите выпуклость, поверхность натянулась, образовалась  «водная горка»,  поэтому вода не пролилась.
Я выяснил, как ведут себя молекулы воды на поверхности.
Оказывается, внутри жидкости притяжение молекул друг к другу примерно у всех одинаково.     А на поверхности нет. Если молекула находится на краю жидкости, то ее окружают молекулы только с одной стороны.  Молекулы воды, которые лежат глубже, тянут вниз самые верхние молекулы. Поверхность воды стремится максимально сжаться. На поверхности остается самое маленькое количество молекул.  Это явление в физике получило название поверхностного натяжения жидкости.
Значит, стягивают водную поверхность силы поверхностного натяжения. Это и позволяет наливать воду в стакан «с горкой»
Для задачи верным будет ответ: вода не пролилась , потому что действует сила поверхностного натяжения.
Для того, чтобы ещё убедиться в действии силы поверхностного натяжения, я провёл опыт «Плавающая иголка».
Посмотрим, может ли металл плавать  на поверхности воды?
Оборудование: чистое блюдце, вилка, иголка.
1. Наполняю  блюдце свежей водой.
 2.Кладу иголку на кусочек бумаги и осторожно опускаю  на поверхность воды. Делаю это аккуратно, иголка остаётся плавать, когда  убираю бумагу.
Фотографии опыта «Плавающая иголка» 
Что происходит? 
Плёнка удерживает иголку и не дает ей утонуть. Если присмотришься, ты увидишь, как пленка прогибается под весом иголки.
Итак, первая гипотеза верна. «Водная горка» образуется из-за того, что действует сила  поверхностного натяжения воды.
II. Вторая гипотеза «Вода не пролилась, потому что край стакана смазан растительным маслом» неверная, т.к. перед опытом стакан был тщательно вымыт. Растительным маслом стенки стакана я не смазывал.
III. Для доказательства третьей гипотезы фактов нет. Результаты опытов показывают, что у воды есть поверхностное натяжение, и сила поверхностного натяжения стягивают водную поверхность.
Где в природе можно наблюдать поверхностное натяжение воды?
1)                      Прогулки по воде.
Некоторые насекомые, например водомерки, могут бегать по поверхности воды и не тонуть. Поверхностная пленка достаточно прочная, чтобы удержать их. Она слегка прогибается, образуя небольшие углубления, но не разрывается. Водомерки широко раскидывают свои длинные ноги, чтобы распределить вес по поверхностной пленке.
2)                      Упругая плёнка.
Если  присмотреться  к каплям дождя или каплям воды из крана, то заметим, что самые маленькие капли имеют почти идеальную сферическую форму. Это происходит потому, что поверхность воды стягивается силой поверхностного натяжения. Именно оно и «покрывает» воду тонкой упругой «кожицей» на поверхности.

Где человек использует поверхностное натяжение воды?
1)                      Оказывается, вода  бывает более "густая" и  более "жидкая". Желательно, чтобы в наш  организм поступала более "жидкая" вода, тогда клеткам не надо будет тратить энергию на преодоление поверхностного натяжения. Вода с низким поверхностным натяжением доступнее организму.
2)                      Поверхностное натяжение является необходимым условием для осуществления жизни животных и растений, многих химических технологий и бытовых явлений.
Полотенце, белье, рыхление почвы используют этот эффект.
3)  Существуют способы снижения поверхностного                                                                                                                          натяжения. Это нагревание, добавление стиральных порошков, мыла.
Мыло ослабляет поверхностное натяжение, которое определяет форму поверхностной пленки. В природе и технике мы встречаемся  не с отдельными пленками, а собранием плёнок – с пеной. Часто  можно видеть обильное пенообразование в ручьях, там, где небольшие струйки воды падают в спокойную воду. Вода пенится оттого, что в неё попадает особое вещество, которое выделяют корни растений.
Важным примером использования пенообразующих веществ являются огнетушители, при действии которых тушат пожароустойчивой пеной, выбрасываемой из огнетушителя.
3) Понимание свойств поверхностного натяжения позволило активно использовать его в практике  -  от сельского хозяйства до космической техники. Исследования в этой области породили красивые и плодотворные аналогии. Так, при сооружении легких строительных конструкций сложных форм найти лучшие решения помогают мыльные пленки, а построить первую теорию деления атомных ядер удалось, уподобив ядро... капле заряженной жидкости.
Вывод.  Поверхностное натяжение  - это физическое явление. Оно определяет силу сцепления между молекулами воды, а также форму поверхности жидкости. Поверхностное натяжение  широко распространено в природе, используется в повседневной жизни. Велика роль поверхностного натяжения в процессах, происходящих в невесомости.

Литература:
1.Г.С. Ландсгберг. Т1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. – М.: Наука, Главная редакция физико –математической литературы.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса.- М.: Просвещение, 2007г.
3.Перельман Я.И. Занимательная физика.
4.Том Тит .Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения /Пер. с франц.. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007 г
Интернет-ресурсы:
1. http://www.akvadizain.ru/chemicals/catalog/209/217







Комментариев нет:

Отправить комментарий